"Синагога для евреев была не только молельным домом, но и центром общины. В этой связи понятно, почему даже евреи-атеисты, по крайней мере, многие из них и я в том числе, считают возможным и оправданным в настоящее время известную материальную поддержку синагог", - писал В.Гинзбург в своей статье "Несколько замечаний об атеизме, религии и еврейском национальном чувстве", опубликованной в 2004 году в сетевом альманахе "Еврейская старина".
Он подчеркивает, что такую же позицию занимает Российский еврейский конгресс, являющийся "светской организацией", и добавляет, что "поддержка синагог в Израиле со стороны государства также, конечно, в определенных пределах естественна".
Между тем, отмечает академик, даже в Израиле "место и влияние иудаизма далеко превосходит нормы, которые должны определять ситуацию в светском демократическом государстве".
"Почему в Израиле по субботам не работает или ограниченно действует общественный транспорт? Если верующие не хотят им пользоваться - это их дело, но почему должны быть ограничены возможности атеистов?" - пишет В.Гинзбург, выражая при этом надежду на то, что Израиль "будет развиваться в направлении полного отделения религиозных организаций и всей религиозной жизни от государства".
Отмечая "решающую роль" иудаизма в том, что евреи за многие столетия не ассимилировались, попав в изгнание из Палестины, Нобелевский лауреат в то же время утверждает, что "неизбежное и полное", по его словам, торжество атеизма вовсе не приведет к "тотальной ассимиляции евреев".
"Существует чувство более универсальное и даже глубокое, чем религия, и тоже препятствующее ассимиляции в диаспоре. Речь идет о национальном чувстве", - считает В.Гинзбург.
В случае евреев, по его словам, "несомненным проявлением национального чувства является также симпатия к Израилю и желание, чтобы он процветал".
В этой связи В.Гинзбург рассказал, что при получении в 1995 году международной премии Вольфа, присуждаемой в Израиле представителям ряда специальностей, в частности, физикам, он сказал жюри следующие слова: "Я атеист, но мои родители были евреями, и я счастлив, что существует Израиль, где может найти приют любой еврей".
ИА "Интерфакс"